Костяной фарфор — что это такое: свойства посуды

Описание

Костяной фарфор (англ. Bone china) по свойствам и составу приближается к твёрдому, однако обладает меньшей пластичностью из-за снижения доли каолина и полевого шпата. Учитывая эту особенность, его используют преимущественно для изготовления элитной посуды и крайне редко для скульптурных работ.

Примерный состав фарфоровой массы:

  • 30 – 45% костяной золы (у некоторых производителей до 50%);
  • 25% каолина;
  • 25% так называемого фарфорового камня – горной породы с высоким (до 65%) содержанием кварца и полевого шпата, а также примесями каолинита и флюорита.

Костяная зола, очищенная от оксида железа, придаёт готовым изделиям неповторимую белизну. Также, проникая в поры при обжиге, она увеличивает плотность черепка и, как следствие, его прочность. Для получения золы нужного качества, используют кости крупного рогатого скота. Предварительно их обезжиривают и подвергают обработке высокими температурами (около 1000°С), чтобы удалить любую органику и полностью стерилизовать. После этого кости перемалывают в муку и добавляют к жидкой шликерной массе, из которой формуют фарфоровую посуду. До первого обжига изделия остаются чрезвычайно хрупкими и требуют бережного обращения.

В производстве фарфора почти не применяются кости домашней птицы, поскольку их меньше и обходятся они дороже. Однако известно, что такая добавка придаёт черепку едва уловимый фиолетовый оттенок. Костяной фарфор на её основе предназначен для штучных предметов, изготовленных на заказ и обладающих высокой художественной ценностью.

Сегодня костяная зола почти полностью заменена синтетическими аналогами. Они никак не отражаются на качестве продукции, позволяя несколько упростить и удешевить её производство. Костяной фарфор по прочностным характеристикам превосходит твёрдый, хотя обжигается при более низких температурах – 1200°С против 1450°С соответственно.

Маркировка и производители

Независимо от того, используется ли для производства фарфора натуральная костяная зола или синтетические вещества, его маркируют одинаково: «Bone china» или, если качество изделий выше стандартного – «Fine bone china», иногда «Royal Bone China». Предприятий, выпускающих тонкостенную керамику этого вида не так много, поэтому лучше знать их названия для дополнительной защиты от фальсификата.

Великобритания:

  • Wedgwood;
  • Royal Crown Derby;
  • Royal Doulton;
  • Royal Worcester;
  • Spode.

Япония:

  • Noritake;
  • Nikko;
  • Narumi.

Россия:

Императорский фарфоровый завод.

Китай:

  • Royal Aurel;
  • Lenardi.

Корея:

Hankook Chinaware.

Казахстан:

АККУ.

США:

Lenox.

Производством занимаются также Индия, Индонезия, Шри-Ланка, Иран и Таиланд. Однако их продукция поставляется преимущественно на африканский рынок и не представлена в России.

Фарфор и фаянс: ищем различия

Существует довольно много видов керамики, а фарфор и фаянс относятся к ним. Оба материала схожи по своему внешнему виду, да и производство, точнее обжиг, фактически одинаков, но между тем они различные по качеству. Именно о том, как отличить фарфор от фаянса, и пойдет речь дальше.

О производстве фаянса и фарфора

Все керамические изделия получаются вследствие высокотемпературному выпеканию смесей глины с разными добавками и компонентами как минерального, так и неорганического происхождения. Дабы получить фарфор в смесь для обжига должна быть добавлена белая и грациозная глины, кварц, силикат с огромным оглавлением минеральных примесей.

После всех обработок из непримечательного состава получается тонкий, легкий, упрямый к термическим обработкам, непористый и высокопрочный фарфор. Кстати, отличительная его черта – фарфор просвечивается, если через него посмотреть на свет.

Чтобы получить фаянс, смесь для выпекания должна содержать следующие компоненты:

  • Не менее 80% глины;
  • Силикат;
  • Кварц;
  • Немного белой глины.

После всех манипуляций получится материал с мелкими порами, что делает фаянс хрупким, способным поглощать воду и имеющим шершавую поверхность. Дабы убрать все эти недочеты, материал доводится покрывать существенным слоем глазури. Это делает его тяжелым, непрозрачным и матовым.

Ищем отличия

Как вы теснее осознали, дабы получить какой-то керамический предмет, его сперва обжигают. В зависимости от того, какой состав будет у смеси для обжига, такой материал и получится на выходе. Смешивая компоненты в надобных пропорциях, дозволено получить два вида фарфора: крепкий и мягкий.

Мягкий материал является дюже нежным. Он эмоционален к крутым перепадам температурного режима, а глазурь стремительно разрушается при частых воздействиях на нее. Именно следственно из мягкого делают только предметы, представляющие собой лишь эстетическую ценность, но никак не посуду для ежедневного применения.

Твердые вариации материала теснее невозможно отнести к тонкой керамике. Они плотные, непористые, легко переносят механические воздействия. Изделия также имеют прозрачность, гладкую поверхность и легки. Традиционно из твердых сортов изготавливают не только декоративные предметы, но и сантехнику.

Есть и еще один, специальный материал, тот, что именуется «бисквит». Эта твердая разновидность, не покрытая глазурью. Обычно данный материал используют для создания скульптур и разных украшений.

Чтобы фарфор имел свою тонкую и прозрачную конструкцию, его расписывают теснее позже обжига, применяя для этого краски для росписи по глазури.

Смесь для изготовления фаянса также белая, но дабы добиться желаемого оттенка грядущего изделия, в массу сразу же добавляют краситель, еще до обжига. Такой подход разрешает производить изделия самых затейливых оттенков.

В массу могут быть добавлены разные компоненты: известь, магнезия и т.д. В зависимости от состава есть градация и по разновидностям, скажем, глиноземный фаянс.

Совет

Именно от наличия тех либо иных добавок в смеси зависит хрупкость, пористость и другие показатели материала.

Потому что фаянс имеет много разновидностей, из него изготавливают огромное число изделий: статуэтки, посуду, плитку и другое.

Отличия фарфора и фаянса заключаются в дальнейшем:

Вот в тезисе основные различия между ними.

Делаем выбор

Теперь давайте испробуем разобраться, что отменнее приобрести фарфор либо фаянс для тех либо иных нужд.

Начнем с посуды. Опытные хозяйки рекомендуют выбирать для ежедневного применения недорогую, но в то же время добротную фаянсовую посуду. Дабы уж если она разобьется либо появится скол, это не стало бедой. А вот для триумфальных случаев класснее припасти прекрасный и грациозный фарфоровый сервиз.

А из какого материала выбирать сантехнику? Если говорить о том, какой должна быть раковина и унитаз – из фарфора либо фаянса, то ответить трудно.

Фактически на все сантехнические предметы наносят особое покрытие, которое частенько имеет сияние, верно маскирующий материал.

Единственной значительной разницей между фаянсом и фарфором дозволено назвать чистоту последнего. Потому что данный материал менее порист, фактически не поглощает воду. Такая сантехника будет в меньшей степени впитывать неприятные запахи и грязища. Правда, цена на изделия довольна высока.

Теперь вы знаете отличие между двумя материалами, а что предпочесть – дело за вами!

Мягкий фарфор: история происхождения

Мягкий фарфор появился в Европе на полтора столетия раньше твердого фарфора. Впервые он был открыт во Флоренции на мануфактуре семейства Медичи, это произошло в 1575-1587 годах. Но этот вид керамики был несовершенным, а его производство — экономически невыгодным.

Более удачные рецепты были найдены во Франции в попытке заменить дорогой китайский фарфор. В 1673 году маленькая Руанская мануфактура в Нормандии нашла формулу, которую впоследствии переняли другие фабрики. Владельцем и главным мастером производства был Луи Потер. Его изделия славились белизной и кобальтовой росписью. Помимо синей краски, использовались красная и зеленая. Посуду окрашивали поверх глазури и обжигали, клейма не ставили. Заслуга Луи Потера еще и в том, что он первым перестал подражать восточным мастерам придумывал роспись в оригинальном французском стиле.

Вскоре мягкий фарфор стали производить и в других местах Франции: в Пасси под Парижем, Шантийи и Сен-Клу. В основном, фабрики занимались имитацией китайских и японских образцов. Оригинальные французские мотивы появились в изделиях Венсенской фарфоровой мануфактуры (Vincennes) в поздний ее период.

После 1756 года Венсенский завод переехал в новые здания в Севре. Так началась история прекрасных и высоко ценимых изделий Севрской мануфактуры. Долгое время ей покровительствовала маркиза де Помпадур, в честь которой назвали применяемый в окрашивании редкий розовый цвет. Мягкий фарфор продолжали выпускать и после открытия твердого, потому что он обходился дешевле и отлично подходил для художественных изделий.

В Англии производство мягкого фарфора началось чуть позже. Технология изготовления мягкой фарфоровой массы попала на остров вместе с бежавшими из Франции гугенотами. В 1749 году Томас Бриан представил Лондонскому королевскому обществу первые образцы, похожие на продукцию мануфактуры Сен-Клу. Затем с такой керамикой работал ]Royal Worcester и другие представители фарфоровой промышленности в Англии.

Критерии выбора при покупке

Покупка вещей из костяного фарфора достаточно ответственное занятие. Многие недобросовестные продавцы хотят набить свои карманы за счет неопытности покупателей

Чтобы купить настоящее фарфоровое изделие, важно уметь правильно проверять его качество. Для этого следует:

обратить внимание на цвет фарфора. Он должен быть не синюшно белым, а иметь слегка теплый оттенок

Излишняя белизна свидетельствует о минимальном количестве фосфата кальция в составе;
проверить прозрачность. Настоящий костяной фарфор имеет хорошую пропускную способность. Если держать предмет в руках напротив солнца, то через него должны быть видны очертания пальцев;
оценить поверхность. На ней не должно быть никаких дефектов, начиная от тонкой сеточки трещин на глазури и заканчивая наплывами или неровным ободом верхней части;
изучить рисунок. Как правило, декор наносится вручную, поэтому на нем должны различаться легкие следы от кисти;
посмотреть производителя. На обороте настоящего изделия должно быть клеймо известного производителя. Если такового нет, нужно задуматься о подлинности товара.

При выборе костяного фарфора необходимо оценить поверхность

В момент приобретения костяного фарфора нужно убедиться в его гладкости, отсутствии дырочек, пузырьков, вкраплений, сколов и царапин. На ощупь он должен быть достаточно приятным. Поверхность оценивается на солнце, как изнутри, так и снаружи.

При покупке чайного или кофейного сервиза обращают внимание на клеймо на каждом предмете, входящем в него. Если оно присутствует на всех чашках и блюдцах, причем является меткой фирмы, которая у всех на слуху, то перед вами настоящее изделие

Если же стоит клеймо неизвестного производителя, то информацию о нем желательно изучить до того, как будет куплен комплект или одно изделие.

Особенности ухода

Основные правила ухода:

  • Нельзя мыть приборы в горячей воде, она должна быть тёплой или иметь комнатную температуру.
  • Помните, что изделия не терпят перепадов температур, так что не нагревайте их и не отправляйте в холодильник. А перед наливанием горячих напитков предварительно медленно прогрейте стенки, поливая их горячей водой.
  • Нельзя тереть поверхность жёсткими губками и мочалками.
  • Не допускается применение для мытья агрессивных моющих средств.
  • Протирайте костяной фарфор мягкой сухой тряпкой для удаления влаги. Пыль же можно удалять впитывающим чуть влажным материалом.
  • Не следует двигать чашки и тарелки по столу: на дне могут появляться сколы и царапины.

Правила хранения

Фарфоровые вещи требуют к себе особого внимания. Обращаться с ними нужно аккуратно и бережно. Несмотря на то, что костяной фарфор достаточно твердый материал, он одновременно и хрупкий, поэтому хранить и очищать его нужно по-особенному. Если это не сувенирные или коллекционные предметы, которые стоят в сервантах, то держать их нужно в закрытых ящиках и полках. Тарелки не подвешивают на стены, а также не ставят там, где их могут зацепить. Это же касается и других фарфоровых предметов.

Моют посуду обычным мыльным раствором, без чистящих и химических средств. Не нужно особо тереть места, на которые нанесена позолота или посеребренее.

Использовать посуду из костяного фарфора нужно также довольно аккуратно. Чашки во время питья кофе или чая ставят на стол или блюдце не спеша. Сильные удары могут повредить фарфор, оставить на нем трещины или вообще расколоть пополам.

Используйте такую посуду, как англичане. Следует поучиться у них чувству стиля. Для них чаепитие настоящая церемония, поэтому они никогда не делают этого в спешке. К тому же красота фарфоровой посуды просто обязывает наслаждаться каждой минутой, проведенной с ней.

Основные компании производители

На сегодняшний день особую популярность завоевали производители костяного фарфор из Англии и Японии. Однако и другие страны могут похвастаться изготовлением качественных изделий из данного материала. Конечно, цены на них немалые, т.к. при изготовлении используются высококачественные компоненты и, к тому же, большинство предметов проходят этап ручной росписи.

Английский костяной фарфор является лидером по количеству фирм-производителей. Они выпускают в продажу качественные сервизы, статуэтки и другие предметы быта, созданные на основе костяного пепла.

В Японию фарфор пришел из Китая. Но страна восходящего солнца внесла свои коррективы. Она стала выпускать белоснежный материал с молочным оттенком. Для этого японцы изменили соотношение костяного компонента в составе смеси, создав свою особую формулу костяного фарфора.

  1. Британская фабрика, основанная в 1759 году. Изготавливает высокохудожественные коллекции столовой посуды и предметов интерьера из костяного фарфора.
  2. Royal Doulton. С 1815 года специализируется на производстве фарфоровых предметов разного назначения. Это как повседневные вещи, так и подарочные варианты столовой посуды.
  3. Бренд Spode. Знаменитая фамилия с 1770 года, которая и сейчас находится у всех на слуху. В настоящее время компания влилась в холдинг Portmeirion Grou, основное направление которого — производство фарфоровых изделий премиум-класса.
  4. Японская компания Narumi. Начала свой путь в 1911 году. Является поставщиком элитного фарфора Bone China. Изделия от этого бренда разнообразны как по внешнему виду, так и по ценовой категории, поэтому приобрести их сможет каждый желающий.
  5. Российский императорский фарфоровый завод (ИФЗ). Построен в 1744 году императрицей Елизаветой дочерью Петра Великого. Это было первое отечественное производство. Изначально на фабрике делали мелкие вещицы, в основном для самой императрицы. Позже был построен большой горн и завод стал производить более крупные изделия. В конце 18 века российский ИФЗ стал одним из ведущих производств в Европе. Сейчас предприятие является единственным в России, которое выпускает костяную фарфоровую массу и предметы из нее.

Костяной фарфор Royal Doulton

Это далеко не все известные компании по созданию оригинальных фарфоровых вещей с уникальными художественными особенностями. В их число также входят японские, европейские и венгерские бренды. Они делают посуду для повседневного использования, для ресторанов и гостинец, а также коллекционные и сувенирные изделия. Особенность некоторых предметов в том, что они адоптированы под современные условия жизни, поэтому посуду из костяного фарфора можно мыть в посудомоечной машине и подвергать термическому воздействию.

Интересные факты

В мусульманском мире до сих пор не стихают дискуссии, относительно халяльности посуды «Bone china». Часть экспертов доказывает, что прошедшие обработку огнём и превратившиеся золу кости животных, полностью очищены и не могут нанести вреда мусульманам. Другие настаивают, что подобные включения недопустимы.

В XXI веке на мировом фарфоровом рынке была представлена линейка посудных наборов из костей халяльных животных. Однако продукцию «Bone china» по-прежнему избегают веганы и вегетарианцы.

На предприятиях, выпускающих тончайшую фарфоровую посуду, работают в основном женщины. Отмечено, что они действуют бережнее и аккуратнее, снижая процент брака до минимума.

Прототипом «Bone china» считаются фарфоровые изделия в технике «яичная скорлупа», производившиеся в Китае в эпоху династии Мин. Но обе разновидности отличаются коренным образом. Китайские мастера не использовали жжёные кости для повышения прочности материала. Они делали ставку на высококачественное сырьё и высокотемпературный – до 1350°С обжиг, происходивший в особом режиме с длительными выдержками, которые продлевали фазу остекловывания. При этом глазурь буквально вплавлялась в глиняный черепок, отчего прочность изделий увеличивалась в разы. Цвет посуды в технике «яичная скорлупа» – белоснежный, доходящий до лёгкой голубизны, в нём нет тёплых тонов.

Как отличить

Фаянс и фарфор относится к основным видам керамики, но в процессе производства материалов используются совершенно разные технологии.

Для того, чтобы понять из чего именно изготовлена посуда, необходимо воспользоваться следующими рекомендациями:

  • цвет. Фарфоровые изделия имеют белые края, фаянсовая посуда — бежевые;
  • звук. Дорогая посуда всегда звенит даже при небольших прикосновениях;
  • свет. Фарфоровая посуда имеет свойство просвечиваться, если на поверхность попадают яркие лучи.

Учитывая все вышеперечисленные особенности, можно сделать вывод, что характерные различия все таки существуют. Фарфоровые изделия отличаются более высокой стоимостью, так как качество такого материала всегда находится на отличном уровне.

Фаянсовые варианты являются несколько простыми аналогами. Посуду из этого материала можно узнать по внешнему виду, так как в процессе изготовления используются различные методы обжига и обработки, что придает изделиями характерный цвет.

Отличить посуду из этих материалов возможно даже по весу. Известно, что фарфор более легкий, и при этом обладает хорошей устойчивостью к различным механическим воздействиям.

Основные отличия от обычного фарфора

Для того что бы отличить костяной от обычного фарфора, нужно быть хотя бы маленьким экспертом. Ведь твердый фарфоровый материал хороших производителей тоже может « светиться» и быть «теплого» цвета (Haviland). Поэтому основные отличия костяного фарфора, это имя производителя и состав самого материала на этикетке. Его визуальные характеристики:

  • белый с «теплым» оттенком;
  • достаточно легкий;
  • мелодичный при постукивании деревянной палочкой;
  • имеет тонкие стенки и пропускает свет (зависит от дизайна);
  • имеет плотные стенки и НЕ пропускает свет (зависит от дизайна);
  • особо прочный.

Исторические перипетии

Родиной костяного фарфора, как это ни странно, является не Китай, а Англия. Один англичанин, Томас Фрай, живший в XVIII веке, ради интереса смешав столярный клей с костяной золой, обнаружил, насколько прочной и белоснежной получается высохшая масса. Позднее он решил добавить этот секретный ингредиент в «тесто» для будущих фарфоровых изделий.

Однако не Томас Фрай слыл родоначальником изготовления фарфора на кости. Его технологию доработал и усовершенствовал другой англичанин, мастер по работе с керамикой Джосайя Споуд. Именно он вывел рецепт фарфора с гарантированной белизной, прочностью и тонкостью готового изделия.

Также он разработал особую методику покрытия тончайшей глазурью, не способной испортить и затмить красоту костяного фарфора. Кроме этого, работы Споуда из фарфора поражали и восхищали оригинальным дизайном: особая цветовая гамма и орнаментальный рисунок стали визитной карточкой споудовского фарфора. К слову, его сын Джосайя Споуд II продолжил семейное дело, но внес больше красок в отцовские дизайнерские и художественные разработки.

Особенности современных моделей

Используемые материалы

Современная промышленность выпускает огромное количество различных сантехнических приборов. Наиболее популярные материалы, применяемые для этого, приведены в таблице.

Материал Особенности
Стекло Унитазы из стекла отличаются привлекательным внешним видом, но требуют весьма тщательного ухода. Малейшие разводы или следы засохших брызг от воды внесут диссонанс в изысканный интерьер вашей туалетной комнаты.
Нержавеющая сталь Этот материал отличается повышенной прочностью и легко очищается от загрязнений. Благодаря этим качествам приборы из нержавейки чаще всего устанавливают в местах общего пользования. Большой недостаток описываемых моделей – высокая цена и слишком утилитарный внешний вид.
Полимербетон (искусственный камень) Унитазы класса люкс. Их стоимость достаточно высока, но она вполне оправдана изысканным внешним видом и самыми неожиданными формами. В продаже встречаются очень редко и изготавливаются, как правило, по индивидуальным заказам.
Натуральный камень Очень и очень дорогие модели, которые производятся в единичных вариантах. Выглядят изысканно и элитно, но поверхность камня очень чувствительна к моющим средствам, содержащим кислоты.
Санитарная керамика К этой категории относятся фарфоровые и фаянсовые изделия. Унитаз из фарфора отличается более гладкой и красивой поверхностью, фаянсовый – более дешев, отлично выдерживает воздействие кислот и щелочей, но разрушается от чрезмерного физического воздействия.

Наибольшее распространение получили именно изделия из санитарной керамики. Об их технических характеристиках и потребительских свойствах пойдет речь ниже.

Фаянс

Для изготовления таких унитазов используется белая глина, поэтому они имеют плотную мелкопористую структуру. Из-за этого изделие характеризуется повышенным как для сантехнического прибора коэффициентом водопоглощения (этот показатель составляет 0,5%). Чтобы избежать пропитывания устройства водой, его поверхность покрывается слоем специальной глазури.

Этот слой защищает унитаз от проникновения внутрь воды и придает изделию привлекательный внешний вид.

Преимущества использования глазури для оформления унитазов налицо:

  • обеспечивает нужный уровень влагостойкости;
  • придает предмету привлекательный внешний вид, который сохраняется в течение длительного времени;
  • не изменяет цвет и блеск от воздействия негативных внешних факторов.

Фаянсовые приборы отличаются тонкими стенками. Это сделано специально, чтобы не придавать унитазу слишком массивный внешний вид. Но особые способы обработки и слой глазури обеспечивают надежность, которой достаточно для повседневного применения.

Преимущество фаянса состоит еще и в его дешевизне. Как правило, унитазы из этого материала стоят намного меньше, чем аналогичные изделия, выполненные из фарфора.

Фарфор

Чтобы изготовить такой унитаз, нужно в добытую белую глину добавить кварц и полевой шпат. Благодаря этим двум элементам коэффициент водопоглощения готового изделия уменьшается на порядок и составляет 0,05%. Кроме того, намного повышаются и технические характеристики.

Унитазы из фарфора обладают следующими преимуществами:

благодаря сверхгладкой плотной поверхности хуже впитывают грязь и неприятные запахи, что немаловажно для туалетной комнаты;
за счет однородной структуры фарфор легче очистить от загрязнений, для сохранения его внешнего вида нужно прикладывать намного меньше усилий;
на поверхности унитаза со временем не образуется желтый налет от постоянного контакта с водой и биологическими отходами;
рассматриваемый материал более крепок по сравнению с фаянсом.

Как фаянсовые, так и фарфоровые унитазы покрываются специальной глазурью, из-за которой внешне отличить эти модели очень проблематично. Если вы сомневаетесь в правильности выбора, обратитесь к продавцу-консультанту за помощью.

Кроме того, старайтесь покупать модели, обработанные специальными составами, препятствующими накоплению грязи на поверхности сантехнического устройства. Это поможет вам увеличить срок службы изделия и сократит время на его мытье.

Керамика и фарфор: что это?

Керамикой принято называть изделия из глины или подобных ей веществ, в которые вводятся минеральные добавки. Керамика поддается формированию и воздействию высокой температуры (обжиг). Для изготовления керамики используют:

  • Глину — она представляет собой полимерные горные породы, состоящие из кремния, соды, железа, полевого шпата и т. д.
  • Каолин — миоминеральную породу, состоящую из каолинита.
  • Отощающие материалы, которые снижают усадку при обжиге изделий (это кварцевый песок, глинозем и т. д.).
  • Плавни, которые понижают температуру спекания.

Керамические сосуды и горшки

Керамика также может покрываться глазурью, придающей изделиям более привлекательный вид. Существуют такие виды керамики:

  1. Тонкая: она имеет мелкозернистую структуру, а черепок такой керамики практически прозрачный из-за своей небольшой толщины. Примером такой керамики является фарфор и фаянс.
  2. Грубая: структура такой керамики крупнозернистая. Грубая керамика используется в гончарном деле.

Керамический предмет обладает списком неоспоримых преимуществ. Прежде всего керамика экологически безопасна, так как не имеет в своем составе каких-либо химических веществ. Кроме того, керамика устойчива к воздействию высокой температуры. Прочность также считается преимуществом таких изделий. Керамика применяется не только в производстве посуды. Свойства материала делают его идеальным сырьем для таких отраслей, как приборостроение и машиностроение, наука, медицина и т. д.

Как уже было сказано, фарфор является разновидностью керамики, характеризующийся непроницаемостью для воздуха и воды, и это несмотря на то, что он является тонким материалом. Фарфоровый предмет обладает идеальным белым цветом и равномерной структурой. Это и обеспечивает материал невероятной прочностью, хотя сам фарфор визуально кажется очень хрупким.

Фарфор существует в таких видах:

  1. Твердый: его получают путем двойного обжига под воздействием температуры 1350-1450 градусов. Этим и объясняется прочность данного вида фарфора. Исходя из сферы применения, твердый фарфор делят на хозяйственный, электротехнический, химический и художественный. Что касается групп, то фарфор бывает европейским (основная часть состава приходится на глину) и восточный (на него воздействуют умеренной температурой, а сам материал содержит меньше каолина).
  2. Мягкий: такой фарфор получают, благодаря обжигу при температуре менее 1350 градусов. Визуально мягкий фарфор невозможно отличить от твердого, хотя он считается более хрупким материалом. Весь мягкий фарфор, в зависимости от особенностей технологии изготовления, делят на европейский, французский и английский.

Фарфоровый сервиз

Как проявляется узор

Чисто белый, нерасписанный фарфор, которого не касалась рука художника, специалисты называют «бельем». Но до того, как попасть на прилавки фирменных магазинов, посуда должна быть украшена узором.

Роспись по фарфору бывает подглазурной, надглазурной и комбинированной, объединяющей обе эти техники. В таких случаях рисунок наносится в два этапа. Примером комбинированной росписи может служить знаменитый узор «Кобальтовая сетка», ставший своего рода «визиткой» завода.

Кобальтовый рисунок – синие линии –  наносится на фарфор еще до покрытия изделия глазурью – при высокотемпературном обжиге декор «вплавляется» в прозрачную глазурь намертво. Кобальт, до обжига имеющий унылый блекло-черный цвет, при нагревании волшебным образом меняется, и в зависимости от концентрации узор становится нежно-голубым или густо-синим. Кстати, все краски, используемые в подглазурной росписи ведут себя таким же образом – их цвет «проявляется» во время температурного воздействия, а при нанесении рисунка они выглядят блекло – оттенки черного, серого, коричневого. И художникам, работающим с несколькими красками сразу, приходится нелегко: им постоянно приходится «держать в уме» будущую картинку.

Рисунок часто наносится вручную, но эту работу порой можно облегчить. На Императорском фарфоровом заводе, например, разработали специальные формы для посуды, которая будет украшаться «кобальтовой сеткой»: на боках черепка «прочерчены» тонкие, еле заметные желобки – своего рода контур, который надо вручную «обвести» кобальтовыми линиями.

Кобальтовый узор может попадалть на изделие и при помощи деколи – тонкой пленки, напоминающей переводную картинку, на которой напечатан кобальтовый узор.

Форма деколи точно соответствует форме посуды — для каждой модели она своя. При нагреве пленка выгорает, а узор –  впечатывается в поверхность изделия.

Нанесение подглазурного рисунка происходит после того, как изделия прошли первый обжиг – и до глазурирования. После второго обжига такая посуда порой выглядит очень странно – на нее уже нанесена первая часть росписи, а вторая еще ждет своего часа. Но уже можно представить себе, ак это будет выглядеть.

Роспись золотом – это уже надглазурная роспись. Потом посуда пройдет еще один обжиг, но уже при более низких температурах – только для того, чтобы закрепить узор. Именно это позволяет использовать при росписи драгоценные металлы, а также многие краски, которые не выносят «четырехзначных» температур. Золотые звездочки на фирменный узор могут наносятся вручную, кисточкой – или же при помощи миниатюрного штампика.

Вопросы и ответы

Как отличить настоящий фарфор от поддельного?

Чтобы не нарваться на подделку, следует покупать фарфоровые изделия в крупных специализированных магазинах или у официальных дилеров, которые имеют всю необходимую документацию. Если выбирается костяное изделие, то содержание костной золы должно быть не менее 30% (чем ее больше, тем выше цена). При этом в документах должно фигурировать слово «Bone», что переводится «кости» – «Royal Bone China», «Fine Bone China» (костяной фарфор). Если посуда уже куплена, достаточно посмотреть на ободок на донышке. У настоящих фарфоровых изделий он непокрыт глазурью.

Можно ли мыть фарфоровую посуду в посудомойке и использовать в микроволновке?

Практически вся современная фарфоровая посуда подходит для использования в СВЧ и посудомойке. Чтобы убедиться в этом, нужно посмотреть на маркировку. Исключение составляют изделия с росписью поверх глазури. В микроволновку запрещается ставить посуду с узором из золота или платины.

Несколько неправильно судить, какой фарфор лучше, твердый или костяной, не зная марку и назначение изделия. Костяные изделия обычно дороже, и представлены преимущественно чайными и праздничными сервизам, коллекционными тарелками. Твердый фарфор более многообразен. Можно выбрать как повседневный набор посуды, так и праздничный. Выбор между ними индивидуален, и зависит от материального положения и вкуса.

Виды материала

После того, как в XIV веке венецианский купец Марко Поло познакомил Европу с китайским фарфором, неоднократно предпринимались попытки воспроизвести этот изысканный, уникальный по красоте материал. В результате появились две новые его разновидности, неизвестные мастерам Поднебесной. В современной классификации они упоминаются на равных. Но имеют разные свойства и даже состав шихты (сухой, измельчённой многокомпонентной смеси).

Твёрдый фарфор

Эту разновидность ещё называют настоящим фарфором. Она отличается самой высокой температурой обжига, составляющей 1350 – 1400°С. Материал легко узнать по белоснежному черепку, в некоторых случаях даже с лёгким голубым подтоном и прозрачности на свету. Такой фарфор был изобретён в Китае, где технологию его изготовления за несколько веков довели до совершенства, а затем начал распространяться в Японии.

Европейское производство хрупкого «белого золота» началось в XVIII веке, с основанием Мейсенской мануфактуры. Немецкий учёный Эренфрид фон Чирнхаус при содействии алхимика Иоганна Бёргера самостоятельно открыл рецепт фарфоровой массы, по свойствам напоминающей китайские образцы. Сначала её состав несколько отличался от прототипа использованием алебастра, но позже каолин стали смешивать с традиционным «дуэтом» полевого шпата и кварца. Большинство производимой сегодня тонкостенной керамики относится именно к этому виду.

Мягкий фарфор

Почти одновременно с Германией, Франция предприняла свои попытки воспроизвести «белое золото» из Поднебесной. В результате возникло несколько мануфактур, работавших с так называемой «мягкой пастой» на основе белых глин и фритты – богатого кремнезёмом сырья, спечённого при относительно низких температурах, а затем измельчённого до состояния пудры. Обжигался материал при 1250°С, был не таким прочным, как немецкие или китайские аналоги, зато превосходил их по пластичности. Также его отличал нежный сливочный цвет, придававший изделиям особую утончённость.

Ведущим производителем мягкого фарфора до сегодняшнего момента остаётся Севрская фабрика. Мягкий (или фриттовый) фарфор используют преимущественно для скульптурной пластики, где проявляются его лучшие качества. Невероятно красив он в «бисквите», напоминая роскошный паросский мрамор. Благодаря этому сходству, неглазурованные изделия получили название «париан».

Костяной фарфор

В Англии к мягкой пасте попробовали добавлять золу из костей крупного рогатого скота. Компонент с высоким содержанием природного фосфата кальция, значительно повышал прочность изделий при относительно невысокой (1200 – 1250°С) температуре обжига. Пионером подобной технологии стал владелец фарфоровой фабрики Макс Фрай, а доработал её и дал подробное описание в 1796 году известный английский керамист Джосайя Споуд.

До конца XIX века костяной фарфор изготавливался только в одной стране. Его так и называли – английским. Материал считается самым прочным и позволяет изготавливать уникальную посуду, толщиной в бумажный лист. Определить костяной фарфор несложно – изделия из него лёгкие, почти невесомые и прозрачные, так что сквозь стенки видны пальцы руки. Цвет не чисто белый, а с тёплым, молочным оттенком. Содержание золы в изделиях доходит до 50%. Костяной фарфор считается элитным и маркируется надписью «Bone China». Его единственный недостаток – малая пластичность, не позволяющая изготавливать скульптуры и лепной декор.

«Bone China» предназначен исключительно для высококачественной посуды. В настоящее время помимо английских предприятий костяной фарфор производят в Японии и на Императорском (Ломоносовском) заводе в Санкт-Петербурге.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про одежду
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: